Электронное портфолио педагога Кабыш Кристина Витальевна
Статья " Игра как форма организации жизни детей ДОУ"
ИГРА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОО
"Игра – это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности, которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». С.Л.Новоселова
Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир. Дошкольник не может водить машину и тем более космический корабль, в одночасье попасть в джунгли или на северный полюс, и тем более – оказаться в прошлом или будущем. В игре все это возможно. В процессе игровой деятельности происходит построение реального взаимодействия со сверстником: умение договариваться, выслушивать другого, иногда пойти на компромисс, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех. Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: § отношения, которые определяются содержанием игры, (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими), правилами игры; § реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил) [1]. Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность. Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Я в своей деятельности продумываю, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Чтобы игра стала формой организации жизни детей, необходимо создать предметно-игровую среду и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами [2]. Для создания условий игровой деятельности, я использую: Моделированную схему наблюдения и анализа организации игр в детском саду Сюжетно-ролевая игра: 1. Вид, тематика игры (название). 2. Цель игры (воспитательные, образовательные, развивающие задачи). 3. Условия организации (создание игровой развивающей среды). 4. Предварительная работа (обогащение впечатлений с целью развития игры). 5. Приемы руководства игрой: прямые, косвенные, смешанные. 6. Содержание игры (элементы новизны, усложнение и появление новых сюжетных линий). 7. Уровень развития игровых умений и навыков у детей. 8. Игровые и реальные взаимоотношения детей в игре, роль воспитателя в их регулировании, разрешении конфликтных ситуаций. 9. Осуществление индивидуального подхода (активизация, включение в игру малоактивных, сдерживание импульсивных детей). 10. Творчество детей в игре. 11. Влияние половой принадлежности на выбор игры, исполнение ролей. Театрализованные игры (игры-драматизации): 1. Подготовленность детей к драматизации: § следование тексту литературного произведения, лежащего в основе сюжета игры. § правдивость изображения персонажа. § владение детьми разнообразными выразительными средствами (мимика, пантомимика, интонационная окраска речи). § проявление разных видов детского творчества (художественно-речевое, музыкальное, танцевальное, певческое, сценическое и др.) 2. Распределение ролей. 3.Руководство игрой: привлечение внимания и интереса детей к сказке, чтение или рассказывание детьми произведения, раскрытие характеров героев, рассматривание с детьми иллюстрации к литературным произведениям, вопросы воспитателя в целях уточнения представлений у детей. Изготовление костюмов. 4. Интерес детей. Строительно-конструктивные игры: 1. Создание условий для игры: наличие строительного материала, мелких игрушек, места и времени для игр. 2. Выбор темы постройки (соответствие требованиям программы). 3. Обучение детей приемам конструирования, обогащение представлений у детей. Рассматривание готовых конструкций, показ образца и приемов действия, анализ и оценка построек, созданных детьми. 4. Своеобразие руководства игрой в данной возрастной группе. 5. Отношение детей к игре: § уровень развития умений и навыков конструктивной деятельности, воображения, фантазии, настойчивости в осуществлении замысла. § умение доводить начатое дело до конца. § отношение к результатам совместной работы. Игры с правилами (дидактические, музыкальные) 1. Подготовка воспитателя к игре: оборудование, организация условий, место и время проведения. 2. Вид игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, музыкально-дидактические). 3. Качество объяснения игра, назвать определенные приемы руководства игрой. 4. Интерес детей к игре. 5. Реализация обучающей задачи, воспитательная и познавательная ценность игры. 6. Соблюдение детьми правил, умение подчиняться им. 7. Особенности проведения дидактических игр в разных возрастных группах. На основе полученных результатов отслеживания воспитатель создает условия для организации игровой деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами. (Таблица1).
Таблица 1 "Планирование игровой деятельности"
Я предлагаю схему классификации игр, которая направлена на оформление основных качеств личности ребенка и подбора этих игр для определенной группы детей.[4]
Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облачить в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции и определить роль взрослого в руководстве играми детей, сохраняя ее творческий потенциал.
Литература 1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М., 1991 2. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 126 с. 3. https://text.ru/rd/aHR0cDovL3Jldm9sdXRpb24uYWxsYmVzdC5ydS9wZWRhZ29naWNzLzAwNTY4NzUyXzAuaHRtbA%3D%3D 4. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6/2007 . 13 июня 2017 в 22:23
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.